Накануне 70-илетия освобождения Пскова, проходила, ставшая уже традиционной, акция «Вахта памяти» - поиск пропавших погибших солдат, которые почти 70 лет назад сражались за нашу свободу, жизнь и мирное небо под головой. Каждый год волонтёры со всей России и ближнего зарубежья отправляются на поиски в небольшие российские глубинки, о которых сейчас мало кто знает, а во времена Великой Отечественной войны там шли ожесточённые бои.
Студенты Псковского Государственного Университета тоже приняли участие в этом поиске, отправившись в Невельский район, в местечко под названием Сереброво, что близ озера Каратай.
« «Вахта памяти – 2014» оказалась очень интересным и увлекательным походом, особенно для тех, кто первый раз принимал в ней участие», - рассказывает участник поиска, второкурсник механико-машиностроительного факультета Ильдар Абузяров. «Мы очень долго добирались до места, дорога длилась около пяти часов, и пока мы ехали, видели множество заброшенных деревень, от которых время почти ничего не оставило. Конечно, тяжело было видеть эти картины, но мы знали, что ждёт нас впереди, и ни у кого не возникло желание развернуться и двинуться в обратный путь. Все понимали, зачем они находились там, и никаких мыслей о возвращении ни у кого не возникало.
Первый день основной нашей задачей являлась установка лагеря. Мы установили лагерь, обустроили его. Поисковики оказались очень добрыми к нам, помогали практически во всём, понимали, каково нам, ведь они тоже когда-то тоже отправлялись в поиск в первый раз. Наш командир, студент с исторического факультета, понимал нас с полуслова.
Мы не ожидали, что, приехав, сразу начнём работать, сразу начнём искать… В первый день поиска мы, к сожалению, практически ничего не нашли. На второй день командир сказал, что мы отправляемся в поиск по наводке местной жительницы, на поиск двух бойцов, попавших под обстрел миномётного огня. О них практически никто не знал, так как при отступлении они отбились от основного отряда. В ходе долгих поисков мы смогли найти одного из этих бойцов, а второго отыскать так и не сумели. Возможно, мы нашли не одного из них, а другого неизвестного солдата.
На третий и четвёртый день, к Первомаю, был организован праздник, на котором поздравляли тех, кто участвует в поиске уже больше двадцати лет. Это люди, закалённые поиском, люди, которые принесли огромную пользу. На счету некоторых из них около ста найденных солдат! Один поисковик рассказал, что однажды, отойдя на пару километров от своего лагеря, внезапно обнаружил несколько десятков солдат почти на поверхности земли.
Эмоций очень много, эмоций положительных. Это не описать словами, это стоит увидеть собственными глазами. Ведь помимо того, что мы вытягивали из земли людей, пролежавших там 70 лет, мы по достоинству оценили все красоты природы. Таких красивых пейзажей я, как иностранец, не видел нигде и увидеть не ожидал».
«Следующие несколько дней мы копали практически впустую», - вспоминает Владислав Дубинин, ещё один участник поиска. «Мы находили только отстрелянные гильзы, саперные лопатки, жестяные кружки… Но за несколько дней до завершения поиска мы по местной наводке отыскали старую деревню, в которой жила женщина, которая ещё с детства помнила, где были захоронены бойцы, которые там сражались . Отреагируй мы позже, существовала вероятность, что тех солдат вообще бы никогда не нашли».
«А у этой женщины очень интересная судьба», - продолжает Ильдар. «Когда фашисты оккупировали все местные деревни, каким-то образом эту женщину не расстреляли. Вместо этого её отправили работать в Германию. И только к концу Великой Отечественной войны до лагеря, где женщина работала, смогли добраться советские солдаты и привезти женщину обратно на Родину… И теперь эта женщина помогла нам найти старое захоронение, в котором находилось семнадцать могил безымянных бойцов. Неподалёку мы откопали траншею и множество отстрелянных гильз – в том месте много лет назад шёл реальный бой. И от этого становилось страшно…На восьмой день пришло известие о том, что мы возвращаемся в город».
«А возвращаться и не хотелось», - говорит Дмитрий Егоров. «Мы были разочарованы, потому что стремились копать ещё больше, мы хотели отыскать больше солдат, но… время поиска подходило к концу. Возможно, возле того захоронения были ещё солдаты, но, к сожалению, нам банально не хватило времени обыскать всю территорию. В общей сложности наш отряд поднял девятнадцать бойцов, а также 122-миллиметровый снаряд, который был вывезен и обезврежен сапёрами».
«Конечно, помимо тяжёлой работы в поиске, тяжёлой не только физически, но и морально, нам приходилось работать в лагере», - говорит Владислав. «Мы рубили дрова, готовили, обустраивали походный быт. Цивилизация – нам даже было где подзарядить мобильные телефоны, правда, подзаряжали мы их нечасто, поскольку почти не было времени их использовать.
Погода не баловала. Первые дни светило солнце, но в одно утро мы проснулись все в снегу… Но это никак не влияло на нашу жажду делать что-то полезное для себя и Родины.
В редкие минуты отдыха мы играли на гитаре у костра, рассказывали друг другу случаи из жизни, а бывалые – случаи из поискового прошлого. У нас была баня, в которой мы смывали с себя не только грязь, но и усталость: после бани она исчезала, будто её и не было».
У всех участников «Вахты памяти» остались яркие впечатления на всю жизнь.
Многие из поисковиков этого года на следующий год вновь отправятся в поиск. Общее число найденных бойцов благодаря «Вахте памяти» по Псковской области – почти 11 тысяч, и эта цифра только растёт. Участвуя в поиске, мы отдаём свой долг тем, кто отдал когда-то за нас жизнь; и то единственное, что мы можем, мы должны делать. Для них. Для себя. Для Родины.
Как же хочется, чтобы все бойцы были найдены…
Автор текста-Антон Усик,ММФ,1 курс
|